В 15-17 лет ребенку (да, ребенку) надо подсунуть Над пропастью во ржи. Чтобы он хоть немножечко задумался о том, что он из себя представляет, какое место занимает и чего хочет добиться. Чтобы голова его наполнилась мыслями, а не мыслишками. Чтобы он не вбивал себе в голову "Ах у меня депрессия, меня никто не понимает". Чтобы он не был пафосным чудовищем, вещающим о собственной значимости и незначительности одновременно. Чтобы он человеком стал, что ли. Конечно, одной книги для этого будет мало, пусть читает Брэдбери. Сыграем в отраву, И грянул гром, Вельд, Вечные каникулы, Все лето в один день (щедевр!) - нужно знать вместо Карлсона.
Ну и я из тех, кто считает, что без Властелина колец жизнь - не жизнь.
Книги ведь так влияют на развитие, на личность. Куда сильнее, чем телевизор и даже музыка. Формируется стиль речи, например, для меня типично строить сложноподчиненные предложения с деепричастным оборотом в начале и "троичным" перечислением в конце. По меньшей мере, из книг узнаешь новые слова, а фактически - учишься разговаривать на порядок выше уровня "Приветкакдела". Ну неужели друзьяшки этому научат?